Суббота, 20.04.2024, 13:39 | Приветствую Вас Гость

HEBEPOBO

Каталог статей

Главная » Статьи » История с.Неверово

В поисках новой жизни.
   В 20-30-е годы с.Неверово входило в состав Шатковского района. Экономика села, подорванная Первой мировой и Гражданской войнами, переживала глубокий кризис. Основная часть крестьянских хозяйств влачила жалкое существование. Лишённые возможности иметь рабочий скот для обработки полей крестьяне зачастую попадали в долговую кабалу к более зажиточным семьям. Иногда несколько крестьянских хозяйств объединялись, чтобы распахать участки земли или совместно убирать урожай.
   Советская власть понимала всю тяжесть положения в стране. Политика "военного коммунизма" изжила себя, поэтому необходимо было в самые короткие сроки выработать основы концепции подъёма сельского хозяйства, Правительство Ленина сделало ставку и налаживании дел на селе на использование коллективных форм хозяйствования, не отрицая и развития индивидуального сектора. Ещё в годы гражданской войны в некоторых хозяйствах молодой республики были оборудованы колхозы и товарищества. Такова была и перспектива развития сёл нашего уезда.
   В феврале 1921 года состоялся 2 губернский съезд союзов сельскохозяйственных кооперативов. В докладах председателя Нижегородского губисполкома Ханова и агронома Сысина прозвучали призывы развивать сельское хозяйство на основах коллективного труда.
   Ханов горячо и уверенно призывал "Чтобы досигнуть наибольшего результата на сельскохозяйственном фронте, нам необходимо принять совершенную форму ведения хозяйства. Такой формой является общественная обработка земли, и последняя осуществима как в коллективных, так и в советских хозяйствах... В отношении сельскохозяйственной производительности при наличии спекуляции, самогонки и других ненормальных явлений должен быть определён минимум. Необходимо установить, сколько получить ржи, пшеницы и др."
   Введённая весной 1921 года новая экономическая политика определила основные принципы землевладения и землепользования. Советская власть разрешила все виды собственности. Тем более, замена продовольственной развёрстки продовольственным налогом, общая сумма которого была установлена примерно в 2 раза меньше продразвёрстки, стал прекрасным стимулом к оживлению жизни на селе.
   По новой системе для каждого крестьянского хозяйства размер продовольственного налога зависел от качества земли, числа едоков в семье, от урожая, от иммущественного положения хозяйства. Беднейшим крестьянам представлялись льготы, а богатые хозяйства облагались повышенными налогами. Все крестьянские хозяйства после выполнения налога могли свободно продавать на рынке излишки продовольствия. Но это относилось только к частным хозяйствам. Коллективные хозяйства данным правом не обладалт. Это был явный тормоз в развитии сельскохозяйственного производства. Такая ситуация привела к тому, что колхозы стали распадаться.
   В годы гражданской войны в уезде было создано несколько десятков колхозов, но они в условиях нэпа стали малоэффективными. В Неверове в 20-е годы существовал колхоз "Красный луч" и льноводческое товарищество. Но архивных данных об их деятельности не имеется.
   Эти годы были периодом, когда на деревне реально чувствовалась экономическая градация населения на кулаков, середняков и бедняков. Хотя, может быть, для молодого государства не это было основной проблемой. Проблемой стало наличие большого слоя бедняков, у которых были ограниченные возможности развития своих хозяйств. Главный их недостаток заключается в отсутствии рабочего скота и сельхозинвентаря. Единственным возможным способом экономического выживания для таких крестьян было мелкое производство, а именно - плотницкое ремесло и развитое на селе с середины 19 века кожевенное ремесло. Оба ремесла передовались по наследству и были почётными. Та, известны семьи кожевенников Мироновых, Желтовых и др., подобные семья считались зажиточными, но в конце 20-х годов советская власть повела борьбу с частником, и кожевенное производство в Неверове было быстро свёрнуто. В условиях коллективизации тех, кто занимался данным производством, раскулачили. Так произошло и с семьёй Желтова Василия Егоровича, у которого конфисковали всё имущество и выгнали из дома, не считаясь с тем, что на руках у него находилось 5 малолетних детей.
   По меркам того времени он считался эксплуататором, т.е. лицом, которое использовало наёмный труд, или имело частное предприятие. Фактически же Василий Желтов никогда не привлекал сельчан к обработке кож, обходился своёй семьёй и родственниками. Старожилы ещё помнят, как дети Желтовых ходили по деревне и просили милостыню. Другого способа получить пропитание у них не было.
   Самое страшным для этих семей было то, что они долгое время не могли вступить в колхоз. Это стало возможным только перед началом Великой Отечественной войны. Именно тогда у семьи Желтовых снова появилась возможность построить дом, а до этого им приходилось жить в амбаре!
   Коллективизация стала событием для неверовских крестьян. В 1929 году в Неверове был создан колхоз "Автогигант". Своё название колхоз получил, скорее всего, в результате активного сотрудничества неверовцев со строителями автозавода в Н-Новгороде. Этот факт мы уже отмечали.
   По сравнению с другими территориями процесс коллективизации в Неверове шёл более спокойно. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в особенности менталитета сельчан.
   Зимой 1928-1929 г.г. в Неверове стали распространяться слухи о грядущей коллективизации. Из-за отсутствия должной информации односельчане по-разному представляли себе нововведение советской власти. Опыт у неверовцев кое-какой был, но прежние коллективные хозяйства не имели успеха и ушли в лета. В результате возникнувших споров неверовцы разделились на несколько групп.
   К первой принадлежали пожилые мужики и те, кто были участниками мировой и гражданской войн, а так же те, кто видел ход революции в Петрограде и Москве. Эта группа уверяла неверовцев, что в скором времени на селе введут жёсткую воинскую дисциплину, заставят сех работать и будут все жить по принципу "военных лагерей". Такой расклад дела не устраивал даже самых рьяных сторонников наведения порядка вселе.
   Вторая группа мужиков уверяла людей, что новая власть всё имущество, скот, мелкую живность обобществит, т.е. сделает это добро общим, и все смогут им распоряжаться по своему усмотрению. Этот вариант устраивал многих, особенно тех, кто толком-то никогда и не работал.
   Третья группа утверждала, что Советы проведут политику обобществления всего, что есть у крестьян, а тот, кто не подчиниться такому решению отправят туда, "куда Макар телят не гонял". Такой расклад дел приводил в уныние почти всех.
   И стали неверовцы думать - чтобы такое сделать, чтобы власть сочла это особым подарком или лояльностью, чтобы эта власть не обошлась с ними строго. Наступило 7 ноября 1928 года, когда вся страна отмечала 11 годовщину Октябрьской революции. Все 40-50-ти летние мужики построились в колонну и дружно прошагали по улицам села, горланя революционные песни. Особенно нравились им строки: "Войны мы не хотим, но в бой идти готовы!" Так ли на самом деле происходили события в селе перед началом коллективизации или иначе, но образование колхоза проходило более спокойно по сравнению с соседними деревнями.
   Процесс коллективизации, в конечном итоге, ничем не отличался от общего процесса образования колхозов. Первоначально в колхоз вступали безлошадные и неимущие крестьяне, т.к. им всё равно нечего было отдавать. Бедняки получили возможность ликвидировать собственную нищету. Но в силу различных причин их собственные хозяйства были таковыми, что ни прокормить, ни обуть, ни одеть своих домочадцев они не могли. Поэтому появление общественного хозяйства, по их мнению, должно покончить с постоянным голодом, нищетой и всевозможными трудностями.
   На первых порах в колхоз вступило 14 хозяйст. Организаторами колхоза были И.А. Елисеев, М.В. Кизаев, Е.С. Агеев, Т.И. Фарафонов, З.П. Старков, П.И. Кулькин и другие. Первым проедседателем колхоза стал житель с.Ульянова И.А. Сорокин, бухгалтером - Н.И. Шумилов, учётчиком труда - И.А. Елисеев. Затем колхоз стал насчитывать 40 хозяйств.
   Появление колхоза изменило весь хозяйственный уклад жизни. Не все крестьяне понимали новые особенности труда и систему взаимоотношений между людьми. Это в очередной раз привело к обострению отношений между бедняками и кулаками. Бедняки активно поддерживали центральную власть в вопросах осуждения кулаков. Требовали того, чтобы те поделились с неимущими своими богатствами.
   Хотя в этом вопросе Неверово выделялось из всей массы сёл и деревень. Неверовцы, как уже отмечалось, не отличались наличием больших богатств, даже промыслы не смогли вывести их из постоянной нужды. Главными причинами такого положения являлись малоземелье и скудность здешних земель. К этому времени село разрослось и насчитывало 394 хозяйства, с населением 2062 человека. Но как говорил известный русский писатель Н.С. Лесков: "Широка и просторна Русь-матушка, а теснёхонько живётся на неё народу русскому!"
   В 20-х годах неверовские мужики сумели наладить деятельность своих хозяйств. Этому способствовала новая экономическая политика, новая налоговая система, позволившая крестьянам развивать свои хазяйства. Часть сельчан заимели лошадей, развели коров, овец. Из этой среды выделились наиболее трудолюбивые, хозяйственные мужики. И хотя их было всего 10-12 семей, но они были на виду, их хозяйства, с экономической точки зрения, считались опорой села. Большинство сельчан с уважением относились к ним, потому как достигли они своего благополучия за счёт трудолюбия, трезвого ума и расчётливости.
   Жительница села Ушакова М.Е. говорила, что "богатыми и зажиточными становились, прежде всего, умные, думающие крестьяне. Иной и сам замучается, и семью замучает, однако ничего не получается. Трудолюбие - это важный показатель, но не  менее важно думать о том, как лучше и эффективнее наладить хозяйство, что будет выгоднее сегодня, а что будет экономически выгодно через определённое время". Вот такие люди и превратились зажиточных хозяев.
   О крепости некоторых хозяйств говорят цифры. Так, в селе имелось около 300 лошадей! Если верить старожилам, говорившим о том, что бедняков в 20-е годы было семей 50-70, то две трети неверовцев могли иметь довольно хороший доход. Среди богатых можно отметить семьи Христорадновых, Митрофановых, Крыловых, Мигачёвых. Они имели мельницы, маслобойки, владели кожевенными заводиками.
   Становление колхоза происходило в условиях раскулачивания зажиточных хозяйств. Старожилы рассказывают, что решение о раскулачивании принималось на сельском сходе, где утверждались семьи, у которых подлежало изъять имущество и инвентарь, а скот перевести в колхозные дворы. Расстались заботливые хозяева со своим добром, многие оставили дома и вынуждены были покинуть родное село - они привыкли к работе, но снуля начинать дело желания уже не было, да и последние возможности были отобраны в колхоз. После высылки из села наиболее богатых людей в колхоз пошли остальные жители. Собрали почти 200 коров и тёлок, 300 лошадей, большое количество орудий труда и инвентаря. Правление колхоза "Автогигант" приняло решение о строительстве скотного двора и конюшни. С этой задачей справились довольно быстро, но перед колхозниками возникли новые трудности. Необходимо было пахать колхозную землю и земельные наделы крестьян, а техники пока не было. Лошадка не могла решить такие проблемы. Вот тут-то и пришли на помощь представители автозавода.
   Колхорз "Автогигант" своим существованием, во многом, был связан с историей строительства другого автогиганта - Горьковского автозавода. В 1930 году ряд жителей села, будучи отличными плотниками, выехал на строительство автозавода. Лукояновский краевед, член общества "Нижегородский краевед" М.А. Саниев писал, что "первыми выехали на строительство И.Ф. Коршунов, Н.И. Шумилов, А.В. Жауров и другие. За ними потянулась молодёжь, сельские комсомольцы, такие как, Дмитрий Елисеев, Иван Максимов, Иван Алёшенькин, Егор Сидоров, Павел Шумилов и многие другие.
   Неверовские мужики и парни работали, как говорят, не покладая рук. Большинство из них трудились на возведении построек хозяйственного двора, где содержались трактора. Отличная работа неверовцев послужила основанием премирования колхозников двумя колёсными тракторами. Через некоторое время руководство автозавода выделило ещё два трактора. Первый "колёсник" на село доставили бывший механик автозавода Рощин и житель села В.М. Максимов. Два трактора доставили всело Егор Сидоров и Иван Максимов. Они Изображены на снимке.
      Данная фотография - особая реликвия всего района, т.к. в школьных музеях и в частных архивах может отыскаться не более двух-трёх таких экземпляров. Эту фотографию сделал местный фотолюбитель Николай Иванович Шумилов. Как пишет М.А. Саниев: " Николай Иванович был не просто фотографом, а втором, который запечатлел историю села, её дела и свершения. Он фотографией рассказыал о путях становления колхоза, о буднях колхоза, о его людях. Н.И. Шумилов погиб под москвой, защищая родную землю от немецко-фашистских захватчиков". (Горьковская правда, 22 августа 1986 г.)
   Ну а данные трактора, доставленные в село, много-много лет проработали на колхозных полях. С их помощью пахались и засевались неверовские поля, обмолачивался хлеб, выполнялись различные хозяйственные работы.
   Как и вдругих сёлах страны, коллективизация расколола общество в неверов, сельчане не могли однозначно оценить всю политику Сталина по отношению к крестьянину. Иногда дело доходило до кулачных боёв, до оскорблений, до угроз. Сейчас никто и не помнит, по какой причине был убит сельский коммунист И.Н. Баринов. Известно, что убит он был в 1929 году, когда возвращался из Лукоянова.
   Вообще положение с обобществлением имущества и скота осложнялось грубыми нарушениями и непродуманными действиями со стороны властей. "У пожилых сельчан в памяти сохранились особые весенние заботы. Домашнюю стельную корову стерегли сутками, а телёнка до тепла держали в сенях или избе. Самый последний хозяин перед посевной ставил лошадей на откорм и без дела не разрешал запрягать. Ранней весной тридцатого года всё обобществлённое скотное поголовье Страны Советов дико голосило в холодное небо. Голосили и бабы, глядя на своих бурёнок. Хуже всего пришлось социально чуждой скотине, дающей основную массу товарной продукции. Хозяева-кулаки мёрзли в северных широтах, а национализированные твари тосковали по корму и человеческому уходу". 
   Обобществить-то обобществляли, а чем кормить скот забыли! До момента коллективизации скот имели справные хозяйства. Они никогда не допускали того, чтобы он оставался голодным. В экономическом смысле, сельский труженик чётко понимал связь между ростом богатства и ростом производительности труда, хотя он не обучался этому, но жизненный опыт и мужская хватка подсказывали ему премудрость экономики.
   Приказная система управления и бесправие крестьян перед властью привело к уродливому рождению новой жизни. Колхозы появились в результате приказа свыше, а не наоборот. Большая часть сельчан понимала абсурдность обоществления имущества и скота, ибо скот было нечем кормить, негде было ставить. Надои молока составляли тогда 750-800 литров в год! Это можно было сравнить с надоями козы! А в газетах гремел призыв: "Заставить корову утроить надои!" Такое положение в колхозах отрицательно сказывалось на сознании колхозников и личников.
   Но сельский актив во главе с председателем Совета и уполномоченным из Шаткрв ходили по дворам зажиточных крестьян и обоществляли имущество. Интересно, что большая часть жителей села не могли спокойно глядеть на всё происходящее. Люди сидели по домам, стеснялись смотреть в глаза невинным.
   Непонятным было дальнейшие действия колхозников. Отобранные 8 ветряных и 1 паровая мельницы по злой воле или при попустительтве властей, были разделены на дрова!. Паровую мельницу сожгли, но есть высказывания старожилов, что её сожгли сами хозяева. И как тут не вспомнишь слова великого русского поэта А.С. Пушкина: "И глупый русский наш народ!" (Е.Онегин гл.10) После таких варварских действий пришлось неверовцам насыпать в торбы зерно и ходить молоть его за 7-10 вёрст в соседние сёла - Крюковку и Спасское. Ну а многие достали из укромных мест ручные мельницы, лежавшие без дела последние 100 лет!
   Нельзя однозначно рассматривать процесс раскулачивания. Люди многого не осознавали, не могли идти вопреки решениям правительства. Они подчинились силе! По разному сложилась судьба тех, кого в те годы раскулачили.
   Жила в Неверове семья Муратовых (в селе их называли карпушкины) - Степана и Феодосьи. Было у них пятеро детей, четверо из них девочки. Каково было Степану сохранять хозяйство, когда в доме в основном женщины! Но день и ночь проводили они в работе, мечтая о таком времени, когда и у них появится возможность расправить спину и вздохнуть глоток свободной жизни. Как и все сельчане, Муратовы пахали, сеяли, заготавливали сено, выращивали скотину. Но не видели просвета в этой ужасной нищете. В праздники сидят мужики да бабы на заваленках семечки лузгают, а со двора Степана слышатся размеренные удары. "Лён, коноплю мнут!" - усмехались жители. Многим было невдомёк, как тяжело доставался кусок хлеба таким семьям.
   Но были и у Степана праздничные дни - Пасха и Масленица. В эти дни он на собственном рысаке полупьяный, по празднечному одетый, проезжал по селу, показывая своим видом, что и он чего-то добился в жизни. В условиях коллективизации у него отобрали дом, конфисковали имущество, а семью выслали из села. Оказывается, семья была кулацкой! Степан был вынужден переехать в соседнее село Гари (ныне с.Александровка). Но по дороге его догнали сельские активисты и отобрали последние вещи, не посмотрев на то, что в телеге сидело пятеро детей.
   Как же получилось, что Степана записали в кулаки? Оказалось, что это сделать не так уж сложно. По молодости Степан, как и его отец Карп, работал извозчиком у барина в Богородске. Заработал немного денег и вернулся в Неверово. Деньги оказались приличными и за него выдали девушку из богатой семьи. Построили дом, обзавелись хозяйством. Труд в доме был в почёте и благодаря выдержке и упорству, создали Степан да Феодосья справное хозяйство. Заимели двух лошадей, двух коров, более десятка овец да домашнюю птицу. Научился хозяин выделывать кожи, ведь многие в селе этим занимались. В условиях коллективизации такие хозяйства относились к кулацким. Ну, а что было дальше, читатель знает.
   Полвека они мыкались по свету, но в конце 60-х годов вернулись в Неверово. Купили ветхий домик и прожили остаток жизни на своей родине. Наверное, Богу было так надо, чтобы Степан и Федосья пережили все тяготы и невзгоды, умерли в один день и похоронены в одной могиле.
   Раскулачивали по одному признаку - наличие коровы, лошади и добротного хозяйства. Но вот у Крылова Е.Т. не было лошади, а всё равно всего лишился. Всю жизнь он мечтал о лошади и начал постепенно создавать условия для жизни будущей кормилицы. Сначала купил сбрую, потом повозку, проблем с этим не было - их изготавливали в соседнем селе Сонино - далее приобрёл соху и наконец построил конюшню. Теперь всё было подготовлено и можно покупать лошадь. Но мечта лопнула, как мыльный пузырь! В годы коллективизации всё это добро пришлось передать в колхоз. Даже конюшню разобрали и увезли для строительства хозяйственных построек.
   Не хотелось крестьянам терять своё имущество, нажитое тяжёлым трудом. Наиболее дальновидные из них пытались спрятать от власти часть своего имущества. Лет сорок назад мы с отцом (А. Ушаков и И.Е. Ушаков - авт.) ставили изгородь и наткнулись на толстые слои полусгнившей кожи. Оказывается, на этом же месте жил когда-то крестьянин Жулин, занимавшийся выделкой кож. У него на огороде стояли ёмкости для квашения кож, Когда началась экспроприация, он решил закопать кожу с надеждой на то, что Советская власть когда-нибудь разрешит заниматься людям индивидуальной деятельностью. Но проходили годы, старик Жулин умер, а соседи забыли про его занятие. И только эта случайность ещё раз напомнила нам о странностях жизни 30-х годов.
   В 30-е годы колхозники с большими трудностями создают материально-техническую базу колхоза. Большую роль в становлении и развитии колхоза в предвоенные годы сыграл Иан Васильевич Зорин. Он был направлен в Неверово Шатковским райкомом ВКП(б) и был человеком энергичным, целеустремлённым. После Великой Отечественной войны он возглавит колхоз "Власть Советов" и станет Героем Социалистического Труда. Это почётное звание было высшим в СССР и присуждалось наиболее отличившимся гражданам страны.
   Колхозы к концу 30-х годов окрепли и стали снабжать города всеми видами сельхозпродукции. Но уже тогда наметилась тенденция по отставанию в росте благосостояния колхозников и горожан. За свой труд крестьянам начислялись трудодни, которые в конце года пересчитывались, и каждый получал вознаграждение в виде натурального пайка. Крестьяне стали жить более или менее лучше после того, как правительство разрешило пользоваться личным приусадебным хозяйством. Теперь стало возможным держать скот, птицу, выращивать необходимые продукты питания.
   Но вот на какую мысль навело нас исследование колхозного строительства в Неверове и то, что произошло с колхозами в 90-е годы 20-го века. Когда беднейшие слои деревни в 30-е годы завладели имуществом и скотом другого человека, то в их сознании постепенно стала зарождаться идея об "общественной благодати". Получили всё бесплатно, получили то, что никогда им не принадлежало и самое главное, этого они не заработали. Поэтому, в условиях сплошных нарушений и грубых издевательств, у сельчан стало складываться превратное видение колхозной жизни. Дух иждивенчества и уравнительности привёл к тому, что бедняцкая часть сельчан поняла одно - в новой жизни всё общее и всё дозволено. Но у этой части населения не было серьёзного имущества и полученная "манна небесная" застала их в расплох.
   А те, кто лишился всего, затаили злость и надежду на то, что когда-нибудь им удастся вернуть имущество. Но политика государства уничтожила дух трудолюбия. Мы приведём такой пример. Житель д.Нагорка Курганской области произнёс такие слова, за которые, кстати, потом угодил в лагерь. "Колхоз будет до тех пор, пока будет на что жить и пить колхозникам. А как только растащат, пропьют и сгноят, все разбегутся из колхоза". (Родина №4,04,стр.76)
   И он оказался прав. В 90-е годы 20-го века колхозы приказали долго жить!
   Сколько мук и страданий вынесло русское село! А. Блок писал: 
            "Идут века, шумит война,
             встаёт мятеж, горят деревни.
             А ты всё та же, моя страна
             В красе заплаканной и древней.
             Даколе матери тужить?
             Даколе ворону кружить?"
Категория: История с.Неверово | Добавил: fort66 (28.01.2014)
Просмотров: 1338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Радио Неверово
битрейт потока 64kbps
Поиск
Мини-чат
500
Погода
Одноклассники
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0