Вторник, 23.04.2024, 18:42 | Приветствую Вас Гость

HEBEPOBO

Каталог статей

Главная » Статьи » История с.Неверово

Село окрестили Неверовом.
   Основание с.Неверово относится примерно к концу 16 века. Как в других местностях, в селе существует несколько легенд, повествующих о появлении на этой территории первых поселенцев.
   Долгое время неверовцы предпологали, что основание села связано с белорусским помещиком Неверовым, который выслал за провинность несколько семей крепостных крестьян в данную местность. Первые поселенцы сумели в тяжелейших условиях обустроить свою жизнь. Селение стало называться Неверовом, по имени барина. Согласно рассказам местных жителей, первых переселенцев было мало - семей 10, но они прибыли сюда со скотиной и орудиями крестьянского труда. Но это только предположение. Хотя в нём есть крупица правды. Такова одна из версий заселения этих мест.
   Первые переселенцы пришли в места, на которых доселе проживали мордовские племена. Мордва занимались охотой и бортничеством, и в меньшей степени - земледелием и скотоводством. Жили они в небольших поселениях, поэтому свободных мест в нашем крае было достаточно, чтобы здесь поселились иные люди. Прибыв на отведённое место, поселенцы ахнули и задумались. И было от чего.
   Кругом стоял, дремучий лес. Крутые склоны холмов, поросшие мелколесьем, глубокие овраги и ни метра земли, пригодной для пахоты. И тишина. Долго стояли в недоумении пришельцы, оглядывая окрестные места и спрашивая друг друга - как же можно жить в этих оврагах да косогорах? Первыми очнулись бабы и заголосили: "Ой, куда мы пришли, сможем ли наладить нашу жизнь в этих гиблых местах?". А места на самом деле были не самые лучшие. Овраги с крутыми склонами, вековые леса, и только кое-где можно было найти удобные для земледелия поляны.
   Погоревали, повздыхали, кое-как отужинали и легли спать - утро вечера мудренее.
   А утром мужики встали, умылись родниковой водой, взяли топоры и принялись рубить деревья - надо было строить избёнки, расчищать землю под будущее, чтобы было посеять в этой, пока ещё не известной земле.Первые домишки были построены на том месте, где по сей день проходит центральная улица (она долгое время называлось "село").
   Самым тяжёлым делом стала валка и корчевание деревьев. Мужики с раннего утра до позднего вечера боролись с матушкой природой. Дело продвигалось, но при этом оказалось, что здешняя земля не плодородна, не очень хочет она отблагодарить пришельцев хорошим урожаем, тем более, что лучшие земли к востоку и югу были заняты более ранними поселенцами - крюковцами и силинцами.
   Приходилось осваивать бедную песчаную почву к северу и западу от поселения. часто случались неурожаи и голодные годы. И ещё долгое время слышались заклинания баб: "Не верим, что выживем, никогда не будем здесь богато жить!". После этого трудно было найти более подходящее название для деревни - Неверово. Так и звучит вторая легенда.
   Теперь обратимся к историческим источникам. На основании материалов Арзамасских поместных актов можно представить процессзаселения данных мест. Эти акты. относятся к 1583 - 1618 годам, свидетельствуют о существовании следующих сёл и деревень, приписанных к Залессному стану.
   "В Залессном стану, за Шатковским лесом распологались деревни Алемаево, Смирново, Малая Якшмень, Вечкусово, Старое Тюгелео, Василий Враг, Иванцево, Чапары, Анненково, Шарапово, Свербино, и сёла Печёрки и Силино". В этом списке имеется село Силино, находящееся по соседству с Неверовом. в истории с.Силино есть факт: "Деревня Силино была заложена во второй половине 16 века и своё название получила, по-видимому, от имени владельца - Силы Сычёва. Его сын и наследник построил в бывшем отцовском поместье церковь во имя Дмитрия Селунского.
   Помимо Сычёвых, частью земли при с.Силино владели арзамасский губной староста дозорщик и межевщик Ерофей Евсеевич Бахметьев. В 1595 году Ерофей Бахметьев получил новое поместье - в Неверовской пустоши, куда перевёл своих крестьян из Озерок и Силина".
   Есть ещё одно упоминание о Неверове, относящееся к 1598 году. Они, в некоторой степени, дополняют предыдущий документ. Обратимся к истории основания Озёрок. "...а по меже и по гранем от речьки от Озёрки направа земля Третьяка Белякова, а налеве Карпова Просёлкова, да государьская да Тоировской дороги". Через два или три года государственной землёй на Озёрках был верстан арзамасский губной староста Ерофей Бахметьев. Однако в 1595 году Бахметьев получил новую землю, куда переселил своих озерковских крестьян.
   Вот отрывок из отписных книг 1598 года, составленных Леонтием Скобельцыным и Юмшаном Лобановым: "...учинил новый усад арзамасской губной староста Ярофей Бахметьев, в том усаде двор помещиков Ярофеев, а крестьян: дв. Воинко Тиханов, дв. Якуш да Васька Васильевы, дв. Митя Иванов, дв. Васька Ондреев, дв. Сенька Васильев, дв. Ивашко Борисов, дв. Иванко Фёдоров. А окольные люди в обыску сказали, что Ярофей Бахметьев на той Неверовской пустоши посажал старинных своих крестьян из своих поместий, из сельца Силино да с Озёрок, тому третий год...".
   Заселена ли была местность до привода крестьян из Силина и Озёрок? На этот вопрос отвечает ещё один документ.
   И так, Бахметьев "перевёл" своих крестьян в новую местность. но встаёт вопрос о том, заселена ли была эта территория до привода сюда новых крестьян? Ответ даёт документ конца 17 века, а именно "Книги отписаные Андреева поместья новокрещёнова Неверовского усада" с датой 18 августа 1598 года.
   "Лето 7106 года августа 18 день по государе царёва и великого князя Бориса Фёдоровича всея Руси грамоте и по наказу Ивана Степановича Ржевского велено Левонти. Скобельцыну да Юмшану Лобанову ехати в Арзамасский уезд в Залессный стан в новокрещёново в Андреево поместье Неверова, в пустошь Неверовскую, да велено взяти с собой попов и дьяков, и старост, и целовальников, да в том в новокрещёновом в Андреевом поместье и около того поместья велено сыскати всякими сысками накрепко за новокрещёным за Андреем за Неверовым поместье было ли, и будет было, и на сколько чети, и хто имянем оным тем ево поместье владел и сколько давно и по чему по государеве ли царёве грамоте или пописцовым или по отдельным выпискам, и новокрещёного Андрея не стало ли, а после его жены и детей не осталось ли, а то его поместье порозжо ли, в поместье и вотчину тому не отдано ли. Да будет в обыску скажут, что за новокрещёным Андреем за Неверовым поместье было, а самому его не стало, а после его жены и дети не осталось, а то его поместье, не отдано никому, и Левонтию и Юмшану в том Андреевом поместье Неверова велено переписать дворы, и во дворах людей по именам, и места дворовые, а пашню и перелог и что лесам поросло велено измерить в десятинах...". Далее в тексте речь идёт о том, что, если место пустое, то отписать к государю до особого решения. В дальнейшем текст документа объясняет состояние здешних хозяйств.
   "...по грамоте и по наказу Ивана Степановича Ржевского Левонтий Скобельцын и Юмшан Лобанов в Залесный стан в Арзамасский уезд в Андреево поместье новокрещённой пустоши Неверовской ездили да в том поместье по обыску дворы и во дворах людей по именам переписали и землю мерить нельзя, и то сметою смечали и сенные покосы и всякие угодья в том  Андреевом поместье новокрещённом мерили и сами смечали.
    И в той Неверовской пустоши Андрея новокрещёнова, по сказке окольничьих людей и старожильцев. Неверов усад Андрея новокрещёнова бал под чёрным лесом вверх по реке Пша, а на том Андреевом усаде 2 места дворовых. А в той Неверовской пустоши Андрея новокрещёного от того Неверова усада старого вниз по реке Пша на другой стороне ученил новый усад Арзамасский губной староста Ярофей Бахметьев... А земли в том Андреевом новокрещёном поместье в Неверовской пустоши по Левонтию и Юшману мере мягкой земли 10 чети в поле, и во дву тому же. А хлеб на той земле, рожь и ярь. Ярофеевых крестьян, кои в тому усаде живут, помещики Ярофеевы пашни не имеют и десятины те крестьяне на Ярофея не пахали, потому что живут на льготе и ставятца ново. Да заложные земли и дикова поля 35 чети в поле, а во дву потому же, да поросли и дубравы пашенные 15 чети. а всего по Левонтию и Юмшану мере и по смете в Андреевом поместье новокрещёном земли рознами и поросли и дубравы и залогу по 60 чети в поле, а в дву потому же, а земля средняя, а по той земле во всех трёх полях проходили враги и болота и ржавцы великие. Да помере же и по смете Левонтия и Юмшана сеновых покосов на 400 копен. И та заложеная земля и дубравы и поросли в двух полях и сенных покосы все положено, а сено в стогах, а чсено кошено Ярофеем и крестьянами ево. А отхожих полян х тому Неверову усаду нет, а около большой чёрный лес, ухожия мордовские.
   И по государевоу грамоте и по наказу Ивана Степановича Ржевского и по обыску Левонтия Скобельцына и Юмшана Лобанова по Андреева поместья новокрещёнова. Неверовская пустошь, отписать крестьян и сена покошеныва, приказати и берег государя дмитриевскому попу сельца Силина Микифору Савину сыну да с ним мордве, иванцевскому мордвину Чиндяю Васильеву, да салдамановскому мордвину Учевату Почтеву, да атингеевскому мордвину Любяю Кистякову до государева указу".
   Из предложенного документа видно, что эти места до прихода Бахметьева были заселены мордвой. Начавшаяся христианизация привела к тому, что царь стал даровать земли новокрещённым людям. Так, земли по реке Потьма были дарованы Андрею Неверову. Но, скорее всего, царских чиновников со временем стал волновать вопрос об уплате налогов, иначе зачем же отправлять Скобельцына и Лобанова переписывать новые земли.
   Переписчики увидели картину запустения. Поэтому земли Андрея Неверова отписали мордве. Данный анализ показывает, что заселение территории по берегам р.Пша произошло мордвой задолго до появления здесь людей Ярофея Бахметьева. Но и постоянного мордовского поселения тоже не было. Потому новокрещённый Андрей, за лояльность к властям, получил эти земли. Ну а фамилию дали подходящую - Неверов!
   В процессе заселения данных мест выходцам из Силино имеется ещё одно совпадение. И в Силине, и в Неверове церкви названы в честь Святой Троицы. Престольные праздники - в честь Дмитрия Солунского и в честь Святой Троицы. В этой связи некоторые факты можно было бы уточнить, но архив сгорел во время пожара в с.Крюковка в начале 20-го века. Долгое время с.Неверово входило в Крюковскую волость и все самые значимые документы хранились у волостного начальства.
   Новое поселение получило название Неверов Усад, так оно именуется в поместных актах. В конце 16 века в деревне Неверов Усад насчитывалось пять дворов. В 1613 году деревню передали новому владельцу - ЯковМиленину. В годы смуты деревня полностью обезлюдила: кто-то из её прежних жителей попал в плен к татарам и ногайцам, кого-то убили.
   Вот запись арзамасского межевщика за 1613 год: "...и по тои государеве грамоте, взяв с собою тутошних попов, и старост, и целовальников, и крестьян, в Арзамасский уезд Яковлево поместье Гляткова, в деревню Неверов усад, Юшка Лобанов ездил, да втом оместье переписал дворовые пустые места, а в том Яковлеве поместье Гляткова 5 дворов пустых..."
   В 1699 году Неверов Усад приобрела статус села. Село стало именоваться Неверово. В том селе имелась церковь Пресвятой Троицы, один господский двор и 6 крестьянских дворов. По этим данным можно судить о том, что на протяжении всего 17 века население села не увеличиалось и причиной тому, возможно была общая демографическая стагнация, т.е. отсутствие естественного прироста населения.
   Арзамасские поместные акты зафиксировали время образования Неверова под 1595 годом. Анализ документов свидетельствует, что с конца 16 века данные места считаются населёнными. 
   


























   В 18 веке наблюдается значительный рост сельского населения. Этот факт отмечен по ревизии 1782 года. "Адмиральша М.И.Головина владела в селе Неверов Усад 857 ревизскими душами обоего пола. В 1795 году население Неверова Усада составляла 1036 человека".
   Читатель может заметить существенную деталь в историческом повествовании. За 17 век резко возрасла численность населения Неверова. Не может быть, чтобы за 80 лет село увеличило своё население только за счёт естественного прироста. Значит, были какие-то условия, способствующие росту населения. Как предпологает кандидат исторических наук Шумилов А.И., наиболее вероятная версия о заселении Неверова переселенцами с рязанщины. В качестве доказательства может служить факт владения селом адмиральши М.И. Головиной. Согласно словарю Брокгауза и Эфрона, два рода Головиных записаны в книге Рязанской губернии. 
   В 17 веке началось активное освоение наших мест, населённые пункты и земельные наделы Нижегородской губернии были дарованы некоторым придворным. Примером может служить раздача правительством дома Романовых земли с жившими на них "черносошными" и "дворцовми" крестьянами, например, А. Разумовскому царица Елизавета Петровна пожаловала несколько тысяч десятин малозаселённых земель, в их числе несколько сёл будущего Лукояновского уезда. Поэтому последнюю версию заселения Неверова можно считать наиболее состоятельной и документально подтверждённой.
   Увеличение числа жителей губернии в целом и интересующих нас мест произошло из-за массового переселения крестьян из западных областей государства Российского, а именно из Украины, Белоруссии, Литвы, Смоленска, Рязани. Об этом свидетельствуют исследования А.И. Шумилова в области диалектных особенностей разговорного языка неверовцев, среди которых отмечаются значительное количество слов, характерных для рязанского разговорного языка. Кроме того, эти особенности отмечены В.И. Далем. Составитель толкового словаря отмечает, что "...южная часть Нижегородской губернии замечательна по переходу владимирского наречия в рязанское". И до сегодняшнего времени встречаются при разговоре такие слова, как, шабёр *сосед), баить или бакулить (разговаривать, говорить), склизский (скользский), в усейку(т.е. совсем недавно), церква,цокнуть, и др. Эти же слова встречаются в наречии южнее Москвы и распространены в Неверове. До недавнего времени в деревне цавокали. В.И. Даль пишет: "Это рязанское, близкое к касимовскому, и владимирскому, цоканье, изредко слышно в чвакание. Но и: биба, што таво и глиди пожар, инда страшна слышать". В говоре на "и" даже сам Даль на смог толком разобраться. "Весь край этот коренной мордовский, но и он обрусел и заселён со времни Грозного, то ссыльными, пленною литвою, то переселенцами, для освоения поташных майданов. Цоканье и чваканье проходят отсюда в Тамбовскую губернию, за Шацк".
   Мы уже отмечали, что переселенцы пришли в места, где жили с древнейших времён мордовские племена. Поэтому в неверовском (да и не только) говоре встречаются такое словок ка. пурей - означающий "брага", у Даля - это мордовский хмельной медовый напиток. Есть и другие выражения смешанного характера, которые подсказывают о том, что население в нашей местности достаточно пёстрое, связано это с несколькими потомками заселения края, людьми из разных мест.
   Напомним читателю, что при Екатерине II в связи с захватом Крыма впрвые стал осваиваться юг страны, и волжский путь - в особенности. Ну а так как местные волжские племена не особенно охотно занимались земледелием (в т.ч. и мордовское), то лёгкая нажива, то есть грабежи проезжих, было делом обыденным. Проблема с хлебом тогда в России стояла наиболее остро, и решено было к коренным народам подселять или переселять людей из других мест. Примером может служить переселение людей на земли Елфимова, Нехорошева, Сонино и др. Вероятно, к неверовцам подселили людей либо с рязанщины, либо с более западных областей.
   Главным занятием Неверовских мужиков стало земледелие. Ноздешние земли не славились большим плодородием. В основном они были песчаными, супесчаными, суглинистыми. Тем более, местность сильно изрезана балками и оврагами, что затрудняет эффективно заниматься земледелием. Самые удобные земельные угодия находились лишь к северу и востоку от Неверова. И в этой непростой ситуации сельчане, благодаря своему упорству и активной хозяйственной деятельностью, постепенно приспособились к здешней земле, стали расширять посевные площади и получать доступные для этих мест урожаи.
   Но глинистая почва каждый год требовала сильного удобрения, а скота у неверовских мужиков была самая малость. и самого простого удобрения - навоза взять было неоткуда. При самом лучшем урожае у неверовцев своего хлеба дольше Великого поста никогда не хватало, нужда заставляла их приниматься за промысел - какое-никакое подспорье убогому хозяйству. Да и лес под рукой - богатсво великое по тем временам.
   Как писал в книге "Великорусский пахарь" известный исследователь жизни российского крестьянства академик Л.В. Милов, "столь суровые, неблагоприятные условия хозяйствования, действовавшие в течении многих столетий, безусловно, закалили великорусов их в великую нацию тружеников. И там, где люди могли противостоять естественным законам природы, они проявляли не только упорный труд, но и незаурядную изобретательность и находчивость".
   В настоящее время уже мало, что напоминает о былых лесах. Вырубили люди под корень дубы и ясени, клёны и берёзы, ели и сосны. Нет, не злой умысел или корысть владели людьми, а необходимост выжить в сложнейших условиях. Почти 400 лет прошло с тех пор, как сюда ступила нога человека, и он занялся освоением здешних мест, черпая у природы всё необходимое для своей жизни.
   Но сегодня можно наблюдать другой процесс, когда природа забирает обработанные людьми участки, и начинают опять поднимать головы берёзы и осины, липы и клёны... Что же произошло? А произошло то, что должно произойти, если человек отказывается возделывать удобрённые поля. Природа берёт то, что когда то взял у неё человек. Круг жизни повторяется. Может быть, через какое-то продолжительное время люди опять начнут корчеать деревья, распахивать целину...
   В 18 веке в здешние земли несколько раз переходили из рук одного помещика к другомую как мы уже отмечали, в последней четверти века они принадлежали помещице М.И. Головиной. Есть материалы Лукояновской нижней расправы и нижнего земского суда, относящиеся к этому времени, рассказывающие об участившихся побегах крестьян от своих помещиков и открытых столкновениях с ними по причинам малоземелья, усиления степени эксплуатации и бесправного положения податного населения. Например, зафиксирован факт, свидетельствующий о том, чтоб июля 1780 года в вотчине М.И. Головиной (с.Неверово) крестьяне Никита Голый т Иван Бабель с товарищами самовольно рубили лес и нанесли побои полесовщику Ивану Никифорову, который не разрешал использовать барский лес.
   В настоящее время уже сложно определить, когда село из помещечьего превратилось в казённое. Известно, что в 19 веке продолжительное время 80 гектарами земли пользовался помещик Бабянский. Его центральная усадьба находилась в селе Бабюнское, ныне оно относится к Шатковскому району. Сам помещик редко посещал здешние места, Любимым занятием помещика была охота, и вот охотился он со своими товарищами именно в окрестностях Неверова. Со времён Бабянский ерестал претендовать на эти земли. Но народная память сохронила факт его владения в названии "Барского поля". Это поле площадью примерно в 80 га, находится недалеко от села и в настоящее время заростает бурьяном и мелколесьем. Обрабатывать земли нет возможности, хотя жители говорят, что с этого участка всегда собирали приличные урожаи зерновых.
   Как мы уже отмечали, земли в Неверове скудные. Поэтому далеко не каждому владельцу хотелось вкладывать средства в подъём их плодородия. Знали, что прибыли от этой земли ждать слишком долго, а потому не очень-то покушались на жизнь села. Хотя жители считают этот недостаток - пользой. "Сами посудите, - рассуждали они, - власть старалась награждать дворян за службу землёй и крестьянами. Ну а кто возьмёт такие земли и позарится на нищету неверовцев?".
   Хозяйства крестьян имели натуральный или полунатуральный характер. Всё или почти всё производилось ими и потреблялось в собственном хозяйстве. Жизнь крестьянского населения в те времена была очень непригодной. Долгое время в избах не имелось русских печей, топка производилась "по-чёрнму", т.е. дым выходил через двери и окна. Нередко скот находился в том же помещении, где жили люди. Избы были деревянные с соломенной крышей. Поэтому часто случались пожары. долгое время крестьяне не знали пил и гвоздей, главным инструментом при строительстве служил топор и железные изделия местного кузнечного изготовления. Одеждой для крестьян служили запуны из грубого сукна, сотканного ими  же шубы, рубашки и портки из холста. В качестве обуви использовались лапти и холщёвые онучи, в сырую погоду на ноги надевали бахилы из сыромятной кожи.
   П.И. Мельников-Печёрский в своём знаменитом произведении "На Горах" замечает, что "...тут же рядом и беднота непокрытая. У иного двор крыт светом, обнесён ветром, платья, что на себе. а хлеба что в себе, голь да перетыка - и голо и босо и без пояса".
Категория: История с.Неверово | Добавил: fort66 (18.01.2014)
Просмотров: 3878 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Радио Неверово
битрейт потока 64kbps
Поиск
Мини-чат
500
Погода
Одноклассники
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0